Песочное рисование "Sand-Art"
Гудова Марина Васильевна
История возникновения метода Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.
Функции песочного рисования
Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй.
Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе.
Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детскородительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи.
Метод "Sand-Art" успешно применяется в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.
Преимущества метода рисования на песке перед другими формами арттерапии:
-Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
-Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции.
-Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него.
-Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). А также для людей, работающих за компьютером.
-Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.
Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:
-Проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.
-Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
Занятия с песком я использую с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке легко исправить если вдруг что-то не получается или вообще удалить.
Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят, что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком полезно также проводить с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.
Материалы и оборудование для использования метода "Sand-Art"
Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль. Кожные заболевания, порезы на руках и лёгочные заболевания.
- Песочный планшет с подсветкой, я использую планшет без подсветки.
- Песок лучше кварцевый песок, он очень мелкий, приятный на ощупь, такой песок дает расслабляющий, успокаивающий эффект. Такая фракция песка позволяет прорисовать мелкие детали (глазки, реснички). Можно использовать более крупный и цветной песок, способствует активизации и обладает возбуждающим эффектом. Для детей до 3 лет лучше использовать манную или кукурузную крупу.
- Различные вспомогательные материалы и игрушки в зависимости от задач конкретного занятия и возраста детей (игрушки, куклы, мелкий конструктор, игрушки из киндерсюрпризов и т.д)
- Музыка, в качестве небольшого фона. Это может быть музыка для релаксации или любимые детьми композиции, в зависимости от задач занятия.
1 этап. Знакомство с песком
Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком, введение правил работы в песочнице.
Упражнение «Знакомство с песком!»
поглаживание песка:
-дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
-дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;
посыпание: легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;
перетирание: перетираем песок между пальчиками, ладонями
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно».
Правила игры в песочнице:
- Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя брать песок в рот и бросать его в друг друга.
- Нельзя дуть на песок.
- Во время игры нельзя дотрагиваться до лица руками.
- Поиграл с песком – помой руки с мылом.
- этап. Знакомство с техникой .
Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:
-«песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице
-«засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок
-«тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик)
-«щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы.
-«ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы.
Точечное рисование:
-«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке
-«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект
-«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук - активизирует
-«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
Рисование линиями:
-«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные
-«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины
-«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками
-«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии
-«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе – активизация, при медленном – успокоение, расслабление)
-«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом
-«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка
Техника «следы»:
-«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок
-«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок 2.5. Техника «круги»: «окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка
-«спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды
- «солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше солнце, начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы
- этап. Песочные истории и сказки